Толкование зверей из Апокалипсиса

Разбирать «малое время», с одной стороны, просто, потому что мы являемся его современниками, с другой стороны,   сложно, потому что часть предсказанного еще не открылась и остается сокровенной. Рассмотрев образы зверей из пророчества Даниила, мы приходим к выводу, что два образа («как лев» и «как медведь») являются уже свершившимися событиями, а другие два («подобный барсу» и «страшный четвертый») еще не открыты.

Для того чтобы подтвердить наше предположение о том, что видение Даниила относится к новозаветной истории, давайте более подробно рассмотрим зверей, которые были показаны в пророческом видении Иоанну Богослову, и попытаемся разобраться с тем, что они обозначают.

В Откровении встречается четыре звериных образа, которые могут быть отнесены к вражеской силе: дракон, зверь, выходящий из моря, зверь, выходящий из земли (с рогами подобными агнчим), и зверь, на котором восседает блудница-Вавилон. Рассмотрим эти образы подробнее.

 

1)      Дракон

 

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и  поверг их на землю. ...И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:3—9).

 

Характеристики образа

 

Большой красный дракон [«змий велик чермен»].

Семь голов и десять рогов.

Диадимы [«венец»] — числом семь — на головах дракона.

В тексте однозначно сказано, что данный зверь есть сатана. Но показан он был Иоанну, по всей видимости, не в собственном виде, а в виде аллегории. Множество голов, рогов и венцов, несомненно, несет в себе некий сокровенный смысл.

 

2)      Зверь, выходящий из моря

 

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:1—7).

 

Характеристики образа

 

Зверь (уже не дракон), выходит из моря.

Семь голов и десять рогов (сопоставим с сатаной-драконом).

Диадимы — числом десять — на рогах (в отличие от семи диадим для семи голов сатаны-дракона).

На головах — имена богохульные.

Даны уста для хулы на Бога и живущих на небе.

Имеет черты барса, медведя, льва.

Имеет от дракона власть, престол его, силу дракона.

Одна из голов как бы смертельно ранена, но исцелена.

Имеет власть победить на короткое время даже святых, а также все народы и племена.

 

3)      Зверь, выходящий из земли

 

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:11—17).

 

Характеристики образа

 

Выходит из земли.

Имеет два рога, подобных агнчим (Агнцем в Откровении иногда называют Христа, например, Откр. 17:14).

Говорит как дракон.

Имеет всю власть предыдущего зверя и использует ее,     чтобы заставить все народы поклониться предыдущему зверю, иначе — смерть.

Творит великие знамения и чудеса, которые никто повторить не может, и тем обольщает людей.

Заставляет всех принять некую идентификацию предыдущего зверя под страхом лишения права купли-продажи чего бы то ни было.

 

4)      Зверь, носящий блудницу-Вавилон

 

«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17:3—6).

 

Характеристики образа

 

Пребывает в пустыне.

Имеет цвет багряный («зверь червлен», в отличие от цвета дракона — «красный» в русском переводе или «чермен» в церковнославянском).

Имеет семь голов и десять рогов (сопоставим с двумя другими зверями, но не имеет диадим ни на главах, как дракон, ни на рогах, как зверь из моря).

Преисполнен именами богохульными.

Анализ различных толкований

Обычно именно четвертый зверь, на котором восседает блудница-Вавилон, выступает для толкователей как бы  ключом для понимания схожего с ним зверя, выходящего из моря, поскольку образ его имеет и некоторую расшифровку в тексте. Но давайте зададимся вопросом: а являются ли эти образы тождественными? И можем ли мы применять расшифровку одного образа для толкования и объяснения другого?

В Откровении даны три сходных по некоторым общим чертам зверя (по количеству голов и рогов): красный дракон — сатана, зверь из моря, зверь багряный. Но мы точно знаем, что все три не являются сатаной. Сатаной является только первый зверь — красный дракон. Следовательно, два других образа, хоть и схожие по некоторым признакам, могут быть все же разными образами, и нам не следует использовать расшифровки по одному образу для толкования другого.

 

Существующие мнения

 

Вот что пишет Ириней Лионский (130—202): «Пришествие его [антихриста] Иоанн в Откровении так изобразил: „И зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но сия смертельная рана исцелилась, и дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сражаться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем. И поклонились ему все живущие на земле, которых имя не написано в книге жизни у агнца, закланного от создания мира. Кто имеет уши да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых” (Отк. 13:2—10). Потом он говорит об оруженосце его, которого называет также лжепророком: „Он говорил как дракон, и действовал пред ним со всею властью первого зверя; и заставлял всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелилась. И сделает великие знамения, так что и огонь низведет с неба на землю пред людьми, и он обольстил живущих на земле”» (Отк. 13:11—14) [3].

Итак, по мысли Иринея Лионского: дракон — сатана, зверь, выходящий из моря, — антихрист, зверь из земли с рогами подобными агнчим — лжепророк, «оруженосец» антихриста. Подобного же мнения придерживался и живший в VI веке св. Андрей Кесарийский:

Св. Андрей Кесарийский в «Толковании Апокалипсиса» (написано между 563 и 614 годами): «Иные под зверем [выходящим из моря] разумели некоторую нижайшую силу сатаны, имеющую власть над прочими демонами, а под выходящим из земли после него [с рогами подобными агнчим] — антихриста. Мефодий, Ипполит и другие принимают настоящего зверя за самого антихриста, выходящего из многомятущегося и сильно волнующегося этого житейского моря».

А относительно третьего зверя (с рогами, подобными агнчим) святитель пишет в главе с показательным названием «О лжепророке» (слово 13 глава 37): «Одни говорят, что зверь этот есть антихрист, другим думалось, что — сатана, а два рога его — антихрист и лжепророк. Если думают, что и лжепророк придет в своем лице, то не неуместным будет принять змия за сатану, зверя, выходящего из моря, — за антихриста, а зверя настоящего, по мнению блаженного Иринея, — за лжепророка» [4].

Таким образом, в толковании Андрея Кессарийского также дракон красный есть сатана, зверь из моря — либо некая сила сатаны, либо антихрист, а зверь из земли с рогами, подобными агнчим, — лжепророк. То есть, пародируя Христа во всех        деталях, антихрист будет, по мнению некоторых толкователей, иметь своего предтечу: «Предтеча отступника-лже-христа волшебством и обманом будет совершать все к обольщению людей, чтобы антихриста приняли за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих к   Спасителю: ибо и ложь для прельщения людей пытается       подражать истине» [4].

Живший во II веке Ипполит Римский (ок. 170 — ок. 236), оставивший нам книгу «О Христе и антихристе», соглашается с толкованием Иринея об антихристе и его лжепророке, но полагает, что образ зверя, выходящего из земли, с рогами, подобными агнчим, — это царство антихриста, а два рога его — антихрист и лжепророк: «(Апок. 13:11—18) В данном случае зверем, восходящим от земли, он называет имеющее быть царство антихриста, а под двумя рогами (разумеет) как его самого, так и лжепророка, имеющего явиться вместе с ним. Слова: роги его подобна агнчим (означают), что он желает уподобиться Сыну Божию и самого себя показывает царем». О других же зверях у Ипполита Римского нет толкований, но для объяснения времен антихриста Ипполит воспользовался образами из Ветхого Завета. А конкретно видением четырех зверей, показанных Даниилу, оставляя без рассмотрения     других зверей из Апокалипсиса.

 

----------

Следующая страница

К Оглавлению

Предыдущая страница