Знамения

В некоторых местах Библии прямо говориться, что имеются в виду «последние дни» (Иер. 30:24, Иер. 48:47, Иер. 49:39, Дан. 2:28, Дан. 8:19, Ос. 3:5, Мих. 4:13, Ездр. 10:59, 3 Ездр. 12:23, 3 Ездр. 13:18, Иоан. 6:39, Деян. 2:17, 2 Пет. 3:3, 2 Тим. 3:1)

«последние времена» (Дан. 10:14, Дан. 11:35, Дан. 12:4, 3 Ездр. 14:22, 3 Ездр. 13:20, 3 Ездр. 12:9, 1 Тим. 4:1).

 

Практически везде говорится о том, что грядут страдания, беды, природные катаклизмы невиданной силы и разрушительности, смерть людей и гибель животных. Часто говорится о «дне гнева» Господа (не менее 17 раз), дне пылающего гнева, дне скорби, опустошения и разорения:

«Потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его» (Исаия 13:13).

«День гнева — день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы» (Софония 1:15).

Много раз гнев ассоциируется с огнем, пламенем, сжигающим все, поскольку ничто не устоит перед гневом Господа.

«Исшел огонь из гнева Его и истребил основания земли и грешников, как зажженную солому» (3 Ездр. 15:23).

«Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» (Наум. 1:6).

Можно было бы подумать, что в некоторых случаях мы имеем дело с ассоциативными образами, аллегориями, и иногда оно так и есть, когда разговор идет о гневе на согрешающих людей или народ. Однако в случае, когда говорится именно о «последних временах», о «последнем дне», «конце времен» (Дан. 8:17, 3 Ездр. 7:43), пророческие слова обычно весьма конкретны и не оставляют места для сомнения в том, что говорится именно о полном, тотальном истреблении всего живого.

«Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь» (Софония 1:2, 3).

«Ибо суд у Господа с жителями сей земли... За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Осия 4:1—3).

Не раз говорится, что гнев распространится «на все народы», из чего опять же мы делаем вывод о некоем глобальном опустошении земли. Причем у Исаии говорится о том, что все народы погибнут в огне, а у пророка Софонии говорится, что истребление, и притом внезапное, будет совершено «огнем ярости» Господа.

«Господь... в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной» (Псалтирь 109:5, 6).

«И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне» (Исаия 33:12).

«Ибо гнев Господа на все народы» (Исаия 34:2).

«И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их — как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли» (Софония 1:17, 18).

Таким образом, мы видим, что к определенному времени земля полностью опустеет. И этому будет предшествовать гибель всего живого на земле «в огне гнева Господня». Это первая и, возможно, основная характеристика дня гнева, которую мы можем вывести со слов разных пророков.

 

Явления, предшествующие дню гнева

 

Много раз Господь говорит нам через Своих пророков о том, что дню гнева будут предшествовать знамения, которые можно условно разделить на природные и социально-политические. Так, к природным знамениям относятся небесные знамения: изменения, связанные со звездами, луной и солнцем, — и различные катаклизмы: землетрясения, активность океанов, болезни и, возможно, столкновение с неким малым небесным телом — кометой или астероидом. А под социально-политическими знамениями, предшествующими дню Господню, следует понимать: войны, охлаждение веры, моральную и   физическую деградацию, определенные политические события. Обо всем этом нам сообщено заранее, хотя также неоднократно сообщается, что день и час будут внезапными. День гнева придет, «когда не ждут», однако признаки, указывающие на приближение конца времен, вполне определенные. И по ним люди должны узнать, что приближается это время (Матф. 24:32). Рассмотрим эти признаки подробнее.

 

Знамения природные

 

а) Небесные (солнце, луна, звезды).

 

«И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоиль 2:30, 31).

«Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Исаия 13:10).

«И покраснеет луна, и устыдится солнце» (Исаия 24:23).

«И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы» (Исаия 34:4).

«Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою» (Иеремия 13:16).

«Закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог» (Иезекииль 32:7, 8).

«Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоиль 3:15).

«И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Амос 8:9).

«И будет в тот день: не станет света, светила удалятся» (Захария 14:6).

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Матф. 24:29).

«Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Марк. 13:24, 25).

«Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян. 2:20).

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю» (Откр. 6:12).

 

б) Землетрясения.

 

«Потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа в день пылающего гнева Его» (Исаия 13:13).

«Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается, как      колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет и уже не встанет» (Исаия 24:19, 20).

«И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение... И вострепещут от лица Моего рыбы морские, и птицы небесные, и звери полевые, и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю» (Иез. 38:19, 20).

«Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» (Иоиль 2:10).

«Содрогнутся небо и земля» (Иоиль 3:16).

«И будет в тот день, говорит Господь, вопль... и великое разрушение на холмах» (Софония 1:10).

«Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Аггей 2:6).

«Потрясу Я небо и землю» (Аггей 2:21).

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот произошло великое землетрясение» (Откр. 6:12).

«И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (Откр. 11:13).

 

в) «Голос моря».

 

«Содрогнулась земля и основания ее, море волнуется со дна, и волны его возмущаются и рыбы его от лица Господа и от величия силы Его» (3 Ездр. 16:12).

«Море Содомское извергнет рыб, будет издавать ночью голос, неведомый для многих; однако же все услышат голос его» (3 Ездр. 5:7).

«Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои. Солнце и луна остановились на месте своем» (Аввакум 3:10).

«И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21:25, 26).

О «голосе моря» следует сказать особо. Почему здесь не говорится просто о штормах или гигантских волнах, а именно о звуке. Волны, штормы и цунами могут быть очень разрушительными. Это наблюдается и в наше время. Однако на основании некоторых цитат мы можем сделать вывод, что речь идет о некоем более грозном предзнаменовании.

Современные исследования природы океана открыли доселе малоизвестное, но чрезвычайно грозное явление, которое исследователи назвали «голосом океана». Это низкочастотный звук, не воспринимающийся ухом человека, который вызывает панический страх и ужас. Именно действием «голоса океана» сегодня объясняют случаи встречающихся в море кораблей-призраков, загадочным образом лишившихся своих экипажей. Как и где возникает «голос океана», насколько      долго существует — неизвестно. Надо полагать, явление это достаточно редкое, иначе бы люди просто боялись моря.

О воздействии инфразвука на людей стало известно сравнительно недавно. Так, в 1929 году эффект воздействия инфразвука на человеческую психику был применен в лондонском театре «Лирик» при постановке исторической драмы. Авторы хотели усилить эффект одной мрачной сцены, вызвав у зрителя сильные эмоции (психологического напряжения, страха). За советом они обратились к физику Роберту Вуду. И он предложил использовать акустический эффект. К органу, игравшему за сценой, присоединили дополнительные трубы гигантских размеров, которые должны были вызвать в нужный момент сильные переживания у зрителя, произведя звук низкой частоты, не слышимый ухом. Когда во время премьеры устройство выдало инфразвук, в здании театра задрожали стекла, зазвенели люстры, начали резонировать и сотрясаться стены... Публику охватил ужас. Началась паника. Спектакль был сорван.

Видимо, нечто подобное, но в значительно больших масштабах предрекают пророки как знамение приближающихся «последних времен». Возможно, это станет одной из причин «великой скорби», какой «не было от начала мира», поскольку может случиться так, что люди в панике будут бежать от берега и сходить с ума от страха, ища спасения в горах, то есть подальше от океана.

 

г) Вероятность столкновения с малым космическим телом (кометой, астероидом) или ядерная война.

 

Мы говорим о вероятности столкновения, поскольку не очень понятно, что имеется в виду. Описаний этого события в тексте Священного Писания по сравнению с другими знамениями значительно меньше. Более того, можно сказать, что только в Откровении Иоанна Богослова есть два образа, которое можно интерпретировать как космическую катастрофу.

«Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море» (Откр. 8:8).

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику» (Откр. 8:10).

О некоей «страшной звезде» говорится и в 3-й книге Ездры. Но при рассмотрении текста повествования возникает ощущение, что под образом «проливающейся звезды» подразумевается что-то иное. Возможно, оружие уничтожения,       используемое людьми, а не космическое тело.

«Восплачут земледельцы, возделывающие землю, потому что оскудеют у них семена от ржавчины, и от града, и от страшной звезды» (3 Ездр. 15:13).

«Вот, облака от востока и от севера до юга, и вид их весьма грозен, исполнен свирепости и бури. Они столкнутся между собою, и свергнут много звезд на землю и звезду их; и   будет кровь от меча до чрева» (3 Ездр. 15:34, 35).

«И ветры сильные поднимутся от востока и откроют его и облако, которое Я подвигнул во гневе; а звезда, назначенная для устрашения при восточном и западном ветре, повредится.

И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда, чтобы устрашить всю землю и жителей ее; и прольют на всякое место, высокое и возвышенное, страшную звезду.

...огонь и град, мечи летающие и многие воды, чтобы наполнить все поля и все источники множеством вод.

И затопят город, и стены, и горы, и холмы, и дерева в лесах, и траву в лугах, и хлебные растения их; и пройдут безостановочно до Вавилона и сокрушат его; соберутся к нему и окружат его; прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба, и все кругом будут оплакивать его, а те, которые останутся подвластными ему, будут служить тем, которые навели страх» (3 Ездр. 15:39—45).

Отдельно надо указать на цитаты следующего загадочного содержания, которые также отнесены к знамениям последних времен.

«И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Исаия 30:26).

«После третьей трубы внезапно воссияет среди ночи солнце и луна трижды в день; и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой, и народы поколеблются» (3 Ездр. 5:4, 5).

«Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ. Сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в свое хранилище» (3 Ездр. 5:8, 9).

Эти строки очень напоминают ядерную войну и ее последствия, о которой иначе было сложно сказать. Писатели использовали известные им образы: «летающие мечи», «посылаемый с неба огонь» — ракеты; «воссияет солнце в ночи, и луна трижды в день» — похоже на вспышки ядерных взрывов; «окружат город Вавилон и изольют на него звезду» — явно использование некоего оружия людьми против города и его жителей; «воды сделаются солеными», «женщины будут рождать чудовищ» — последствия радиации.

В связи с этим описанное в Апокалипсисе падение звезды, горящей подобно светильнику, может оказаться как падением небесного тела, так и использованием изделия военно-промышленного комплекса. Однако, поскольку это происходит при третей трубе Ангела Апокалипсиса, и о событиях, происходящих при третей трубе говорится в Третьей книге Ездры, здесь мы с большой вероятностью можем все описываемое отнести к ядерной войне и ее последствиям.

 

д) Град.

 

«И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства» [И положе суд в надежду, милость же моя на мерилех, и уповавшии вотще на лжу: яко не минет вас буря] (Исаия 28:17).

«И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре, и в наводнении, и в каменном граде» (Исаия 30:30).

«Посему так говорит Господь Бог: Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления» [Того ради сия глаголет Адонаи Господь: и навергу бурю разоряющую с яростию, и туча потопляющи гневом моим будет: и  камение стрельное наведу яростию в скончание] (Иезекииль 13:13).

«И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу».[И изсужду ему смертию, и кровию, и дождем потопляющим, и камением градным, огонь и камень горящ одождю нань и на вся сущая с ним] (Иезекииль 38:22).

«Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия, с яростью посыплется град; вознегодует на них вода морская, и реки свирепо потопят их» [Пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко из благокругла лука облаков на намерение полетят. И из каменометныя ярости исполнь падут грады: вознегодует на них вода морская, реки же потопят нагло] (Премудрости Соломона 5:21, 22).

«Огонь и град, голод и смерть — все это создано для отмщения» (Сирах 39:36).

«Восплачут земледельцы, возделывающие землю, потому что оскудеют у них семена от ржавчины и от града» (3 Ездр. 15:13).

«Огонь и град, мечи летающие и многие воды, чтобы наполнить все поля и все источники множеством вод» (3 Ездр. 15:41).

«Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела» (Откр. 8:7).

«И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (Откр. 16:21).

Как видим, не всегда русский перевод слова «град» совпадает с переводом церковнославянским. Иногда словом «град» обозначают явно орудия войны («камение стрельное»).  Иногда под этим образом скрывается аллегория, как в тексте Третьей книги Ездры, где «огонь и град и мечи летающие» (3 Ездр. 15:41), более походит на описание ужасов современной войны, которые тысячелетия назад иначе выразить было нельзя. Тем не менее град указывается в числе прочих знамений приближающегося конца времен.

 

е) Звери.

 

«За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их» (Иеремия 5:6).

«Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иеремия 8:17).

«И пошлю на вас голод и лютых зверей, и обесчадят тебя; и язва и кровь пройдет по тебе, и меч наведу на тебя; Я, Господь, изрек сие» (Иезекииль 5:17).

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

 

ж) Болезни.

 

«Вот что скажи им: так говорит Господь Бог: живу Я! те, которые на местах разоренных, падут от меча; а кто в поле, того отдам зверям на съедение; а которые в укреплениях и   пещерах, те умрут от моровой язвы» (Иезекииль 33:27).

«И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» [И изсужду ему смертию, и кровию, и дождем потопляющим, и камением градным, огонь и камень горящ одождю нань и на вся сущая с ним.] (Иезекииль 38:22) и др.

«Начнутся болезни, — и многие восстенают; начнется     голод, — и многие будут гибнуть; начнутся войны, — и начальствующими овладеет страх; начнутся бедствия, — и все вострепещут» (3 Ездр. 16:18).

«Вот, голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления» (3 Ездр. 16:20).

«Так не замедлят прийти на землю бедствия, и люди того времени восстенают; боли охватят их» (3 Ездр. 16:40).

«Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней» (Марк. 13:8, Матф. 24:8).

 

з) Голод.

 

«Огонь и град, голод и смерть — все это создано для отмщения» (Сирах 39:36).

«И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и  голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел» (Исаия 8:21, 22).

«И пошлю на вас голод и лютых зверей, и обесчадят тебя; и язва и кровь пройдет по тебе, и меч наведу на тебя; Я,  Господь, изрек сие» (Иезекииль 5:17).

«Гнев Мой над всем множеством их. Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в поле, тот умрет от меча; а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва» (Иезекииль 7:14, 15).

«Вот Я наведу, говорит Господь, на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть, и пагубу» [Се аз наведу (рече Г-дь) на круг земный злая: меч и глад, и смерть, и пагубление] (3 Ездр. 15:5).

«А которые на горах, те погибнут от голода, и будут есть плоть свою по недостатку хлеба и пить кровь по недостатку воды» (3 Ездр. 15:58) и др.

«Вот голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления» (3 Ездр. 16:20) и др.

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

«За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр. 18:8).

Надо отметить такую особенность: нередко в пророчествах говорится одновременно о голоде и о присутствии диких зверей. То есть мы видим, что люди будущих времен сделаются неспособными самостоятельно добывать себе пропитание. Ведь звери издревле служили пищей нашим предкам, и где были звери, там не было голода. С другой стороны, уже наше поколение не способно прокормиться от дикой природы, поскольку все наши умения ограничены способностью приобретать пищу в магазинах. И закрытие магазинов или перебои в обеспечении городов продуктами питания неизбежно ведут к голоду, даже если вокруг будет множество зверей.

Наша зависимость от цивилизации, беспечная надежда на то, что такое положение будет всегда, в конце концов окажется смертельной ловушкой. Если вдруг нарушатся привычные связи, вырастут цены, либо вообще перестанут осуществляться поставки продуктов питания в магазины, начнется голод. И это несмотря на то, что вокруг городов во множестве будут обитать дикие звери. Печально, что не мы на них, а они на нас будут охотиться.

 

Знамения  социально-политического характера

 

а) Войны.

 

Перечислить все места в Библии, в которых говорится о том, что будут войны, довольно сложно — так велико их количество. Да и во множестве ранее приводившихся цитат говорится о том, что люди будут «убиваемы мечом». Потому здесь приведем лишь малую часть упоминаний.

«Не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф» [понеже меч аз призываю на вся седящия на земли, рече Господь сил] (Иеремия 25:29).

«День гнева — день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» (Софония 1:15, 16).

«Ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого» (Аггей 2:22).

«И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой» (Захария 13:8, 9).

«И будут предпринимать войны одни против других, город против города, одно место против другого, народ против народа, царство против царства» (3 Ездр. 13:31).

«Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Луки 21:9, то же Матф. 24:6 и Мар. 13:7).

«Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней» (От Марка 13:8, также Матф. 24:7 и Лук. 21:10).

Относительно войн следует отметить пророчества Даниила (главы с 10-й по 12-ю), у которого не только говорится, что будет война, но и описывается некоторый ход военных событий. О том, что это не прошлое, а именно будущее, и будущее, которого даже мы (жители XXI века) еще не видели, говорят слова Ангела:

«я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням» (Даниил 10:14).

 

б) Определенные политические события.

 

Приближение последнего времени в Священном Писании характеризуется многими знамениями: природными катастрофами, войнами, болезнями и т. п. Однако на фоне всего этого жизнь человеческого общества продолжается. Существуют государства, между которыми действуют определенные отношения. Не исчезнут они и в последние века. Будут государства, именуемые царствами. Во главе их стоят правительства или правители, которых пророки, жившие тысячелетия назад, именуют царями.

Политические события последних времен в аллегорической форме описаны в нескольких местах: у Даниила (главы 7 и 8, 10—12), в третьей книге Ездры (главы 11 и 12) и в Откровении Иоанна Богослова (главы с 6-й практически по 20-ю). Как правило, все описания насыщены тайными образами, более чем другие места, сообщающие о событиях настоящего либо не очень отдаленного будущего.

Надо отметить, что политические и духовные вопросы к последнему времени все больше переплетаются. Так, последнее царство с политической точки зрения выглядит как объединение всех (или нескольких основных) государств земли в одно, а с мистической — это наступление кратковременного царства антихриста.

Интересно то, что некоторые описания из вышеприведенных глав оказались похожи на уже свершившиеся события. Например, повествование о борьбе Персии и Греции в книге пророчества Даниила — с десятой главы по двенадцатую — многими толкователями относится к уже совершившимся событиям, поскольку совпадения чрезвычайно поразительны (см.: Лопухин А. П. «Толковая Библия»). Однако ангел говорит, что описанные события относятся к «последним дням»:

«Вот я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени» [Се аз возвещаю тебе будущая на последок гнева (сыном людей твоих); еще бо до конца времене видение] (Даниил 8:19).

И еще более загадочными кажутся слова и том, что последний рог (царь) «восстанет против Владыки владык», «губить сильных и народ святых», и в конце концов «будет сокрушен — не рукою» (Даниил 8:24, 25). Все эти образы необычайно напоминают повествование об антихристе и времени его непродолжительного царствования. Хотя многие относят данные места ко времени правления сирийского царя Антиоха Епифана (175—164 г.г. до Р. Х.), зверствовавшего в Палестине.

Ряд толкователей ко временам антихриста относит часть пророчества Даниила, например «о мерзости запустения» и осквернении иерусалимского храма. Ведь если бы пророчество Даниила описывало только прошлое, то в таком случае Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения, реченной через пророка Даниила», не мог бы говорить об этом как о   событии, которое совершится в будущем, так как для Его времени эпоха Антиоха Епифана уже давно миновала.

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в       субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матф. 24:15—21).

 

Блаженный Иероним пророчество Даниила о времени поставления «мерзости запустения» на святом месте относит исключительно к антихристу и только некоторую часть пророчества — к Антиоху.

Часто в Библии одними и теми же образами описывались различные по времени события, когда события ветхозаветные выступают как бы прообразом событий новозаветных. Очень может быть, что и в данном случае мы имеем место с подобным феноменом. А это, в свою очередь, привело многих толкователей к ошибочным выводам.

Здесь мы не станем расписывать все образы из перечисленных выше книг пророков — желающие могут обратиться к первоисточнику. Скажем только, что в свое время мы рассмотрим четыре царства, описанные Даниилом, два из которых уже прошли, а два еще нет. Рассмотрим некоторые образы из Откровения Иоанна Богослова. Образы же из 11-й и 12-й главы Третей книги Ездры непонятны, и вероятно, время их раскрытия еще не настало.

Вообще, надо полагать, Библия до последнего времени будет хранить определенные тайны, которые будут открываться нам по мере их исполнения.

в) Охлаждение веры, увеличение беззакония, моральная деградация.

«О знамениях: вот настанут дни... путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою, и умножится неправда, которую теперь ты видишь и о которой издавна слышал» (3 Ездр. 5:1, 2).

«Многие и горестные бедствия постигнут тех, которые населяют век, в последнее время, потому что они ходили в  великой гордыне» (3 Ездр. 8:50).

«Не старайся более испытывать о множестве погибающих. Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попрали, и говорили в сердце своем: „нет Бога”, хотя и знали, что они смертны» (3 Ездр. 8:55—58).

«Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь. Посему суд Мой ныне приближается» (3 Ездр. 8:59—61).

«И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их — как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли» (Софония 1:17).

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф. 24:12).

«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).

Может показаться, что охлаждение веры, увеличение беззакония несколько поспешно отождествлять с моральной деградацией человеческого общества в целом. На основе столь незначительного количества цитат это обобщение может показаться несколько спорным. Тем не менее, людям, знакомым с текстами Священного Писания более основательно, доказывать это нет необходимости. Действительно, как назвать приумножение «дел плоти» (Гал. 5:19—21), и забвение «дел духа» (Гал. 5:22—26)? Что это, как не моральная деградация?

 

а) дела плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство (Гал. 5:19—21), добавим сюда: воровство, лихоимство, злоречение, хищничество, мужеложство (1 Кор. 6:9, 10), а также: скотоложство, излишества в пище и питии (1 Пет. 4:3), клевету, клятвопреступление, ложь, оскорбление отца и матери (1 Тим. 1:9, 10). К мерзости Господь относит ворожбу, вызывание мертвых, чародейство (2 Пар. 33:6), астрологию — почитающие звездный круг (Премудрости Соломона 13:2), — наблюдателей небес, звездочетов и предвещателей по новолуниям (Ис. 47:13).

б) дела духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5 22—26). И естественно, соблюдение заповедей, главные из которых: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею  душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мар. 12:30, 31).

 

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1—4).

Живем ли мы по духу или по плоти? И очень ли мы отличаемся от людей последнего времени, какими их описывает апостол?

 

Следующая страница

Оглавление

Предыдущая страница