Означает ли антихриста зверь,

выходящий из моря?

Означает ли антихриста зверь, выходящий из моря?

Легко увидеть, что зверь, выходящий из моря, объединяет в себе все черты зверей-царств из видения Даниила: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у   медведя, а пасть у него — как пасть у льва» (Откр. 13:2). Совпадает также количество голов (одна — лев, одна — медведь, четыре — барс, одна — страшный) и  количество рогов — десять у последнего зверя из видения Даниила, и десять рогов у каждого из трех зверей Апокалипсиса.

Правда, толкователи ранних веков, как было указано выше, считали, что видение Даниила обозначает четыре ветхозаветные царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское. К такому выводу их, видимо, склоняло предыдущее толкование сна царя Навуходоносора, данное Даниилом, где именно эти царства показаны были в виде истукана (Дан. 2:1—45). Но это объяснение вряд ли уместно, так как сам     Даниил различал первый сон и второе видение. Первый сон царя вавилонского он с Божией помощью растолковывает ему, используя именно эти образы. Но второе видение вызвало в нем трепет и смущение (Дан. 7:15), и потребовалось объяснение ангела. К тому же, последнее видение явно относится к последним временам, так как включает и Суд Христа над всеми народами (Дан. 7:13—14).

Данного толкования зверей-царств из видения Даниила, как царств ветхозаветных, придерживаются многие толкователи и сегодня, хотя с большей вероятностью можно предположить, что этими образами показаны царства, не современные Даниилу. О чем говорит и объединяющий четырех зверей из видения Даниила образ зверя, выходящего из моря, в видении Иоанна Богослова, явно относящийся к новозаветному времени. И если это действительно так, то образ зверя, выходящего из моря, не может означать антихриста. Антихристом следует считать образ зверя, выходящего из земли, «имеющего рога подобно агнчим», то есть стремящегося уподобиться Христу.

Если принять точку зрения, что будет еще и лжепророк, то возникает еще один важный исторический персонаж, требующий своего описания и объяснения. И вот уже, например, Даниил Сысоев говорит, что лжепророк будет выдавать себя за Мессию.

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13, 11). Итак, мы видим, как появляется новый, третий зверь, третий член в бесовской «троице»... Лжепророк — фальшивый предтеча, фальшивый обольститель, злодей.... И третий зверь, пророк, будет выдавать себя за Мессию, он будет евреем, потомком Дана» [5].

Согласно толкованию Даниила Сысоева, лжепророк станет выдавать себя за Мессию. Логика толкователя такова: если антихрист будет выдавать себя за Бога, то лжепророк станет выдавать себя за Мессию. Но под лже-христом, лже-мессией Церковь всегда понимала именно антихриста, а не кого-то      иного. Поэтому нам представляется излишним вводить еще и лжепророка — фигуру столь же значимую, чтобы ей было уделено столько же внимания в видении Иоанна Богослова, как и антихристу. Мы полагаем, что лжепророком в Откровении именуется антихрист. Он же — зверь, выходящий из земли, с рогами, подобными агнчим, — явный признак, указывающий на то, что лжепророк, лже-мессия антихрист будет пытаться убедить всех в том, что он и есть Христос. К тому же сказано, что он будет совершать многие чудеса для прельщения людей, даже низводить огонь на землю (Откр. 13:13). И это будет делать сам антихрист для того, чтобы убедить всех в своем якобы     божественном достоинстве.

Зверь же, выходящий из моря, тождественный четырем зверям-царствам из видения Даниила, это не антихрист, а  нечто иное.

 

Интересен взгляд на зверя, выходящего из моря, протоиерея Сергия Булгакова: «Видение зверя созерцается тайнозрителем „на песке морском” как „выходящего из моря”.  Последнее является здесь синонимом бездны, но может обозначать в данном случае и море народное, природное человечество, взятое со стороны его плотской и душевной жизни, в этом смысле его звериности. Зверь же в данном случае, очевидно, означает государство, притом не просто в смысле государственной организации правопорядка, вспомоществующей человечеству на путях его (о чем сказано у апостола: „несть бо власть аще не от Бога” (Рим. XIII, 1), но государственности тоталитарной, притязающей стать единственно определяющим и исчерпывающим началом в человеческой жизни» [6].

Далее, протоиерей Сергий также обращает наше внимание на тождество образов Нового и Ветхого Завета: «Одному зверю Откровения соответствуют четыре больших зверя, не похожие один на другого. Первый из них „как лев”, второй — „похожий на медведя”, третий „как барс”, четвертый зверь был страшный и ужасный, который „отличен был от всех прежних зверей” (Дан. VII, 4—7). У Иоанна эти образы звериности сосредоточиваются в одном: „Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него как у медведя, а пасть у него как пасть у льва, и дал ему дракон силу свою” (XIII, 2). Эта разница не меняет существа дела, которое состоит в том, что зверь воплощает в себе полноту звериности с разными ее сторонами и проявлениями. Зверь Откровения имеет семь голов (у Даниила это же число получается из сложения двух голов первых зверей с четырьмя головами третьего и головой четвертого: Дан. VII, 6—8)» [6].

 

В понимании протоиерея Сергия Булгакова: дракон — сатана, зверь из моря — тоталитарное государство, а зверь из земли — антихрист (он же лжепророк). Надо признать, что такое толкование наиболее гармонично объединяет ветхозаветное и новозаветное пророчества. И надо помнить слова Христа и апостолов, говоривших о том, что будет антихрист (ср. Иоан. 5:43) — «человек греха, сын погибели, беззаконник» (2 Фесс 2:3, 8), но не говоривших о ином лжепророке ни как о помощнике, ни как о предтече антихриста, ни тем более лже-мессии.

Правда, может возникнуть проблема толкования мест Апокалипсиса, где сказано о звере и лжепророке как бы о двух личностях (Откр: 16:13, 19:20, 20:10).

«И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам»  (Откр. 16:13).

«И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20).

«Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10).

 

Многие толкователи, как нам кажется, трактуя видение Иоанна Богослова, забывают о форме получения пророчества, а именно что Иоанн не придумывал образы, чтобы неким тайным языком передать потомкам важную информацию, а у него было видение, которое он записал, сам, может быть, не понимая многого из увиденного.

Вот он как говорит об этом:

«Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам» (Откр. 1:10—11).

В то время как из текста толкователей порой становится видно, что думают они иначе либо забывают, что Иоанн описывает не сущность событий, а видение, сущность которого, может быть, даже им не понята. Вот, например, как говорит о том протоиерей Сергий Булгаков:

«И когда он записывает и описывает ему открывшееся, он хватается за привычные образы, ищет средств передачи. Они неадекватны и неточны, но они передают самую сущность виденного и слышанного, причем гарантией является боговдохновенность описываемого» [6].

Но если мы будем помнить, что это именно видение, описанное Иоанном Богословом, то многое встанет на свои места. Иоанну показано в видении, что зверь, выходящий из моря, и лжепророк живые брошены в озеро огненное (Откр. 19:20). Значит ли это, что данные образы означают двух человек? Мы видим уничтожение двух враждебных образов: государства богоборческого (по С. Булгакову) и антихриста (лжепророка). Происходит очищение нашей земли через низвержения зверя и лжепророка в озеро огненное.

И что может означать: «зверь и лжепророк... будут мучиться день и ночь во веки веков»? Возможно, данный образ говорит о том, что ввержены в озеро огненное люди, которые вели богоборческую деятельность. А в видении Иоанна это было представлено достаточно лаконичным образом: ввержением всех зверей в огненное озеро. Ведь участь врагов Божиих — в озере огненном (Откр. 21:8).

 

Опасность дословного толкования некоторых образов

 

Можно предположить, что многие толкователи считали антихристом зверя из моря еще и потому, что в Откр 13:14 говорится о зверином образе или «иконе» в славянском переводе. И образ этот к тому же будет говорить и действовать.

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он... заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю [выходящему из моря], у которого смертельная рана исцелела... он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» [И видех инаго зверя восходящаго от земли, и имеяше рога два, подобна агнчым, и глаголаше яко змий... и творяше землю и вся живущыя на ней поклонитися первому зверю, емуже изцелена бысть язва смертная... И льстит живущыя на земли, ради знамений, яже дана быша ему пред зверем творити, глаголя живущым на земли, сотворити образ зверю, иже имать язву оружную и жив бысть. И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут] (Откр. 13:11—15).

«Икона зверина» (или «образ зверя» в русском переводе) — наверняка наталкивает некоторых толкователей на мысль, что это изображение антихриста, тем более этот образ говорит и действует («проглаголет икона зверина и сотворит»). Но только если понимать видение дословно. Мы же уже рассмотрели, что образ зверя из моря тождествен четырем зверям-царствам из видения Даниила и не является личностью, соответственно его «образ» или «икона зверина» не является изображением антихриста. Мы в очередной раз сталкиваемся с опасностью дословного толкования сокровенных мест Апокалипсиса. Значит, надо понимать «образ зверя» как некий символ антихристова государства или антихристовой богоборческой силы. И следует разделять аллегорический, пророческий образ (видение) и события, которые этим образом описываются. Иначе мы получаем толкования вроде следующего:

«Рассказывают, что бесы по волшебству нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и прочего; может быть, даже и чрез тела умерших, как показывал это Симон-волхв перед римлянами в присутствии апостола Петра, который и обличил обман его, показав восстание мертвых, которых он воскресил сам. Поэтому нет ничего странного и в том, что предтеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему» [4].

Св. Викторин Петавийский при толковании пророчества о «говорящем образе» пишет, что в статую антихриста, водруженную в иерусалимском храме, «войдет падший ангел» [7]. Другие толкователи говорили о том, что статуя будет оживлена волхованием. Всё это примеры буквального понимания таинственных образов.

Точно так же слова об одной из голов зверя из моря как бы смертельно раненной («яко заколеной в смерть») и исцелевшей толкуются теми, кто считает зверя из моря антихристом, как лжечудо антихриста.

«И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю» [И видех едину от глав его яко заколену в смерть, и язва смерти его изцеле. И чудися вся земля вслед зверя, и поклонишася змию, иже даде область зверю] (Откр. 13:3).

Даниил Сысоев пишет по поводу этого отрывка: «Есть два взаимодополняющих объяснения этого стиха. Первое, что антихрист будет как бы смертельно ранен, но исцелится силой сатаны. То есть произойдет инсценированное покушение, которое закончится мгновенным, якобы чудесным, исцелением. Это будет некий колдовской морок, наведенный на людей. Есть второе толкование, связанное с первым. Оно очень древнее — восходит к святому Иринею Лионскому, получившему его от самого Иоанна Богослова. Согласно второму     толкованию, смертельная рана означает, что после этого „чуда” антихрист восстановит глобальную Римскую империю» [5].

Если понимать зверя из моря антихристом, то толкование понятно: антихрист как бы имеет смертельную рану, но чудесно исцеляется. Однако другое толкование — о восстановлении исчезнувшего государства (Римской империи) — больше подходит, если считать зверя из моря не личностью. И если мы останавливаемся на предположении, что зверь из моря — это богоборческая сила или тоталитарное государство, как считал протоиерей Сергий Булгаков, то второе объяснение оказывается ближе к истине.

 

Итак, мы останавливаемся на таком толковании зверей Апокалипсиса:

красный дракон — сатана;

зверь из моря — некая богоборческая сила, четыре раза максимально активизирующаяся в новозаветном периоде;

зверь из земли, с рогами подобными агнчим — антихрист (он же лжепророк).

----------

Следующая страница

К Оглавлению

Предыдущая страница